Введение в Торат

Pentateuch Introduction

Таурат

Книга Таурат, написанная под водительством Духа Всевышнего, говорит о происхождении мира и всего человечества, которое Всевышний сотворил совершенным и непричастным к греху. Она также описывает грехопадение человека, после которого он стал нуждаться в Спасителе. Она показывает, как Всевышний начал готовить путь для Спасителя, избрав пророка Ибрахима, а потом его сына Исхака и внука Якуба. Потомки Якуба – народ Исраила – стали рабами в Египте, но Всевышний освободил их через пророка Мусу и заключил с ними Своё священное соглашение. Он дал им законы для гражданского, общественного и религиозного устройства и велел им построить священный шатёр, в котором Он желал обитать среди них. Всевышний также установил порядок жертвоприношений и поставил священнослужителей, которые должны были возглавлять народ в поклонении Ему.

Очень важно понять, что Всевышний избрал народ Исраила не потому, что он был самым лучшим или праведным, но для того, чтобы благословить через него все народы (Нач. 12:2-3; Втор. 7:6-8). Именно в этом народе должен был родиться на земле обещанный Спаситель, Иса Масих. В Инджиле во всей полноте раскрывается смысл всех обещаний, данных Ибрахиму и его потомкам: Иса Масих исполнил все из них, открыв путь к спасению всем народам (см. 1 Тим. 2:4-6). Все верующие в Него становятся духовными детьми Ибрахима и соучастниками в обещанных ему благословениях (см. Гал. 3:6-9).

Таурат и всё Священное Писание не скрывают человеческих грехов и недостатков, наоборот, они рассказывают о множестве случаев, когда даже самые известные пророки впадали в грех. Ведь на самом деле нет ни одного праведного человека, кроме Исы Масиха (см. Рим. 3:19, 23; 2 Кор. 5:21). Даже великий пророк Ибрахим был оправдан не делами, а верой, которая вменилась ему в праведность (Нач. 15:6; 12:10-20; 20).

Писание говорит о том, что сам пророк Муса собрал и написал большую часть Таурата (Исх. 24:4; 34:27-28; Втор. 31:24). Вероятно, для этого он, под водительством Святого Духа, использовал древние источники (напр., родословия, см. Нач. 5:1; 10:1). Также ясно, что последняя глава Таурата была записана не пророком Мусой (см. Втор. 34).

History Introduction

Книга Пророков (Часть I)

Книга Пророков, написанная под водительством Святого Духа, разделена на две части. Одна из них идёт сразу после Таурата, а за ней следует Забур. Другая же часть Книги Пророков начинается после Забура. Первая часть повествует об истории отношений Всевышнего с Исраилом приблизительно с середины II тысячелетия до V в. до н. э., а во второй части содержатся послания Всевышнего, данные Исраилу через Его пророков в тот же период.

Первая часть Книги Пророков рассматривает историю Исраила через призму священного соглашения Всевышнего с исраильтянами. Она показывает верность Всевышнего, Который действительно исполнил Свои обещания, данные Ибрахиму, Исхаку и Якубу: Он произвёл от них великий народ и отдал им землю Ханаана (Иеш. 1:3). Здесь перед читателем предстаёт династия царя Давуда, из которой потом произошёл Спаситель Иса Масих (2 Цар. 7:16; Иер. 23:5-6). Но, несмотря на все блага, дарованные Всевышним, Исраил продолжал своё отступничество, поклоняясь идолам и совершая ужасные грехи (напр., 1 Цар. 8:4-9; 3 Цар. 11:1-13; 4 Цар. 21:1-9). Всевышний терпел всё это несколько веков и лишь потом навёл на них проклятия, о которых предупреждал заранее: исраильтяне были порабощены Ассирией и Вавилоном (4 Цар. 17:5-23; 2 Лет. 36:15-21; см. Втор. 28:36-37).

Первая часть Книги Пророков также содержит три книги (Узайр, Неемия и Есфирь), которые повествуют о событиях, произошедших во время Вавилонского плена и после него, а книга Аюба рассказывает о страдающем праведнике, который хотел понять причины своих бед.

Важный урок Книги Пророков заключается в том, что само наличие Закона не гарантирует, что люди будут жить в послушании Всевышнему (см. Рим. 3:19-20; 7:7-12). Для этого должны измениться человеческие сердца, что под силу сделать только Исе Масиху (см. Рим. 5:15-21; 2 Кор. 5:17). Таким образом, эта книга показывает, что все люди нуждаются в Спасителе для освобождения от своих грехов.

Poetry Introduction

Сборник Забур

Сборник Забур, написанный под водительством Святого Духа, – это поэтическая часть Священного Писания. В неё входят четыре книги, самая большая из них – собственно книга Забур, по которой сборник и получил своё название. Забур – это книга молитв и песнопений народа Всевышнего. В сборник, кроме того, входят: книга Мудрых изречений Сулеймана, которая учит подлинной мудрости и предостерегает от зла; книга Размышлений Сулеймана, в которой поднимаются философские вопросы о смысле жизни; и Песнь Сулеймана, которая воспевает любовь между мужем и женой, благословлённую Всевышним.

Важно знать, что в еврейской поэзии отсутствуют рифма и точный ритм. Поэтическая строфа обычно состоит из двух (иногда трёх или четырёх) строк, где вторая строка усиливает, объясняет, расширяет и дополняет первую, а порой контрастирует с ней. Такое стилистическое средство называется параллелизмом. Это больше, чем простое повторение – так автор доносит до читателя свою мысль в изящной и убедительной форме.

Prophecy Introduction

Книга Пророков (Часть II)

Вторая часть Книги Пророков, написанная под водительством Святого Духа, содержит пророчества Всевышнего о судьбах Иудеи, Исраила и соседних стран. Эти пророчества были произнесены во время исторических событий, описанных в первой части Книги Пророков. Многие из них возвещают о страшном суде над народами за их грехи и призывают их к покаянию. Всевышний неустанно предупреждает Исраил и Иудею о том, что Он нашлёт на них империи Ассирии и Вавилона, чтобы наказать их и даже увести в плен из обещанной земли. Но пророки также возвещают, что после этого Всевышний восстановит Свой народ и вернёт им благополучие. Они смотрят в далёкое будущее, когда Сам Всевышний будет править всей землёй через Своего праведного Помазанника и накажет всех врагов Своего народа (напр., Ис. 65:17-25; Иоиль 3; Мал. 3:1-4). Это обещание начало исполняться через Ису Масиха – праведного Царя и Спасителя не только Исраила, но и всего мира (см. Деян. 15:16-17; Рим. 3:21-22; 9:1-8), а его окончательное исполнение произойдёт в будущем.

Большинство пророческих книг написано в поэтической форме, яркой, запоминающейся и убедительной.

New Testament Introduction

Инджил

Ещё в древности в Таурате, Забуре и Книге Пророков было предсказано пришествие праведного Царя-Спасителя, Который принесёт Своему народу избавление, свободу и процветание. И в продолжение многих веков исраильский народ ждал прихода этого Помазанника (Масиха). Все эти древние пророчества сбылись в одной Личности – в Исе. О Его жизни и о возникновении общины Его последователей и рассказывает Инджил.

Инджил состоит из двадцати семи книг, написанных под водительством Святого Духа (ср. 2 Тим. 3:16). К их числу принадлежат и четыре повествования о жизни Исы, называемых «Радостной Вестью». Они рассказывают о чудесном рождении и безгрешной, праведной жизни Спасителя Исы Масиха, Его смерти и воскресении.

Кроме четырёх повествований о жизни и деятельности Исы Масиха, Инджил включает в себя и историю первых общин Его последователей, письма посланников Масиха и Его братьев, а также откровение о том, что ожидает этот мир в будущем.

В Инджиле раскрывается всемогущество и слава Всевышнего, а также Его справедливость, милость и любовь к Своему творению. Они проявились прежде всего в том, что Масих, как Жертвенный Ягнёнок (Ин. 1:29), добровольно пролил Свою кровь за грехи людей (Рим. 3:24-25) и воскрес в силе Святого Духа для нашего оправдания (Рим. 4:25).

CARS

© © 2003, 2009, 2013 IMB-ERTP и Biblica, Inc.®

Священное Писание, Восточный перевод © 2003, 2009, 2013 IMB-ERTP и Biblica, Inc.® Используется по разрешению. Все права сохраняются повсеместно. Central Asian Russian Scriptures (CARS) Copyright © 2003, 2009, 2013 by IMB-ERTP and Biblica, Inc.® Used by permission. All rights reserved worldwide.